вторник, 9 октября 2018 г.

10 способов бюрократии


Бюрократия, как система управления, осуществляемая с помощью аппарата, известна в мире со времен возникновения письменности [1]. В силу недостатков, присущих этому виду деятельности, само понятие стало нарицательным.

Очередную эволюционную спираль своего развития бюрократия получила во второй половине 20-го века, с началом повсеместного использования компьютеризированных систем документооборота (СЭД – система электронного документооборота, АСУД – автоматизированная система управления документооборотом и т.п.). Корпоративная система документооборота становится одним из главных инструментов управления в организации, корпорации, холдинге [2]. Однако, бюрократизм только «расцветает» на новой технологической платформе.

Одно из первых исследований проявлений бюрократизма в компьютеризованной системе документооборота было проведено на основе исходных данных министерства обороны США в начале 70-х годов прошлого века [3]. В построенной модели бюрократии использовались такие характеристики, как время рассмотрения предложений и система штрафов, за ошибочные решения и создание очередей заявок.

Современный российский политический теоретик и действующий политик Владислав Сурков первоочередной задачей обеспечения эффективности госаппарата считает необходимость поощрений, перманентного увеличения зарплат чиновникам [4].

Рисунок 1. Лернейская гидра российской бюрократии

Несмотря на процедуры борьбы с бюрократией: американской системы штрафов или российской практики поощрений, оптимизацию численности бюрократического аппарата или оптимизацию управленческих структур [5] - положение современного бюрократа не безнадежно. На вооружении бюрократа остается целый арсенал приемов и процедур.

Безнаказанность бюрократических процедур обычно основана на создании цикличности при подготовке ответов на предложения, за счет нарушения иерархии в ориентированном графе направлений передачи работ. Если быть более точным, то используется расплывчатость термина «согласование». Эта нечеткость позволяет обходить ограничения структуры подчинения в организации.

Процедура
Наименование
Действие бюрократа
1.    Уточнение
«Встречная струя»
Любое предложение возвращать для доработки.
2.    Изучение
«Тянучка»
Задержка ответа насколько возможно.
3.    Консультация
«Трансляция»
Получить мнение руководителя.
4.    Консультация (-)
«Рикошет»
Переадресовать другому исполнителю.
5.    Консультация (+)
«Водоворот»
Пустить на согласование по списку.
6.    Детализация
«Распыл»
Принять очевидные решения, безотносительно к делу.
7.    Оценка полезности
«Блок»
Включить в ответ заведомо спорный вопрос.
8.    Оценка применения
«Маска»
Заменить новое предложение на ранее принятое.
9.    Обобщение
«Захват»
Включить в проект ответа новые проблемы.
10. Новая проблема
«Окутывание»
Принять общее решение, которое нельзя проверить.
Таблица 1. Бюрократические процедуры согласования

Следует отметить, что во всех перечисленных процедурах изначально ничего негативного не закладывалось. Процедуры становятся такими в «умелых руках» бюрократа.

Ссылки:
[1] Википедия – Бюрократия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюрократия
[2] Различия проектного и процессного управления. http://pmo-virtual.blogspot.com/2014/01/blog-post.html
[3] Хант Э., Марин Дж., Стоун Ф. Моделирование процесса формирования понятий на вычислительной машине. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=25074
[4] Lenta.ru: Молодильное яблочко. https://lenta.ru/articles/2012/10/25/old
[5] Губко М.В. – Математические модели оптимизации иерархических структур. http://www.mtas.ru/search/search_results_ubs_new.php?publication_id=3087&IBLOCK_ID=10


Комментариев нет:

Отправить комментарий