Бюрократия, как система управления, осуществляемая с помощью
аппарата, известна в мире со времен возникновения письменности [1]. В силу
недостатков, присущих этому виду деятельности, само понятие стало
нарицательным.
Очередную эволюционную спираль своего развития бюрократия
получила во второй половине 20-го века, с началом повсеместного использования
компьютеризированных систем документооборота (СЭД – система электронного
документооборота, АСУД – автоматизированная система управления
документооборотом и т.п.). Корпоративная система документооборота становится
одним из главных инструментов управления в организации, корпорации, холдинге [2].
Однако, бюрократизм только «расцветает» на новой технологической платформе.
Одно из первых исследований проявлений бюрократизма в
компьютеризованной системе документооборота было проведено на основе исходных данных
министерства обороны США в начале 70-х годов прошлого века [3]. В построенной модели
бюрократии использовались такие характеристики, как время рассмотрения предложений
и система штрафов, за ошибочные решения и создание очередей заявок.
Современный российский политический теоретик и действующий политик
Владислав Сурков первоочередной задачей обеспечения эффективности госаппарата
считает необходимость поощрений, перманентного увеличения зарплат чиновникам [4].
Рисунок 1. Лернейская гидра российской бюрократии
Несмотря на процедуры борьбы с бюрократией: американской системы
штрафов или российской практики поощрений, оптимизацию численности
бюрократического аппарата или оптимизацию управленческих структур [5] -
положение современного бюрократа не безнадежно. На вооружении бюрократа
остается целый арсенал приемов и процедур.
Безнаказанность бюрократических процедур обычно основана на создании
цикличности при подготовке ответов на предложения, за счет нарушения иерархии в
ориентированном графе направлений передачи работ. Если быть более точным, то
используется расплывчатость термина «согласование». Эта нечеткость позволяет
обходить ограничения структуры подчинения в организации.
Процедура
|
Наименование
|
Действие
бюрократа
|
1.
Уточнение
|
«Встречная
струя»
|
Любое
предложение возвращать для доработки.
|
2.
Изучение
|
«Тянучка»
|
Задержка ответа
насколько возможно.
|
3.
Консультация
|
«Трансляция»
|
Получить
мнение руководителя.
|
4.
Консультация (-)
|
«Рикошет»
|
Переадресовать
другому исполнителю.
|
5.
Консультация (+)
|
«Водоворот»
|
Пустить
на согласование по списку.
|
6.
Детализация
|
«Распыл»
|
Принять очевидные
решения, безотносительно к делу.
|
7.
Оценка полезности
|
«Блок»
|
Включить
в ответ заведомо спорный вопрос.
|
8.
Оценка применения
|
«Маска»
|
Заменить новое
предложение на ранее принятое.
|
9.
Обобщение
|
«Захват»
|
Включить
в проект ответа новые проблемы.
|
10. Новая проблема
|
«Окутывание»
|
Принять общее
решение, которое нельзя проверить.
|
Таблица 1. Бюрократические процедуры согласования
Следует отметить, что во всех перечисленных процедурах
изначально ничего негативного не закладывалось. Процедуры становятся такими в «умелых
руках» бюрократа.
Ссылки:
[1] Википедия – Бюрократия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюрократия
[2] Различия
проектного и процессного управления. http://pmo-virtual.blogspot.com/2014/01/blog-post.html
[3] Хант Э., Марин Дж., Стоун Ф. Моделирование процесса
формирования понятий на вычислительной машине. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=25074
[4] Lenta.ru: Молодильное яблочко. https://lenta.ru/articles/2012/10/25/old
[5] Губко М.В. – Математические модели оптимизации иерархических
структур. http://www.mtas.ru/search/search_results_ubs_new.php?publication_id=3087&IBLOCK_ID=10
Комментариев нет:
Отправить комментарий